Моя история. Цитадель

Страница: 9 из 24

Хотя, мне показалось, что Арсений даже не слышал меня, он будто ждал окончания моих нелепых догадок, чтобы выложить полный расклад по картине.

— Это ведь крепость. Стены. Цитадель никого не должна впустить и никого не должна выпустить. Цитадель должна удержать внутри себя всё то, что находится в ней. Она не такая, как мир снаружи. Совсем. Там всё другое, но она не покажет этого, если ты боишься. А если ты заперт в этой цитадели, то выход не найти, ты останешься там.

— Почему не найти выход? — Я прервал Арсения, чтобы спросить важную для меня вещь, как мне показалось.

— Потому, что в этом её смысл. Это всё символично. Если есть эта цитадель, и кто-то там находится, то он не найдет выход, не сломав ее. Иначе, в ней нет просто смысла. Она воздвигнута с этими целями. Это как сделать колесо, которое не катится. Но ведь такого не может быть. Если колесо сделано, и это действительно называется колесом, то оно покатится. Так и тут. Если это цитадель, то из неё нет выхода.

— Ну, под цитаделью можно пониматься всякое. Это может быть просто обычной крепостью. И там есть и вход и выход.

— Эта цитадель не просто физическая крепость. Это запертое пространство. И вся её суть в этом. — Он повернулся ко мне. Его лицо было серьезным. Я не видел такой серьезности на нем, когда он рассказывал мне о других картинах раньше. — Видишь? — он ткнул рукой в картину, куда именно мне было не понятно. — Там есть выходы. Они есть, но их не найти. Либо даже так: тот, кто находится там сам не найдет их. Не сможет. Или не захочет. Иначе, зачем делать цитадель, из которой легко можно выйти или в которую можно легко попасть как в продуктовый гипермаркет? Эта цитадель держится больше на своем предназначении, чем на железе или бетоне. В общем, не знаю. Конечно, каждый увидит своё, это нормально. Я тебе рассказал то, что видел я. — В конце он смягчился, и я уже снова стал узнавать его обычный тон, которым он повествовал истории создания своих полотен. — Давай, снимай. Твоя картина теперь. — Он улыбался, в его словах я не услышал сожаления. Скорее, это походило на то, как заботливый собаковод отдает в хорошие руки щенков породистой овчарки. Думаю, он даже стал доволен моим выбором.

Я снял картину со стены с осторожностью, будто снимал большой хрустальный шар с подставки, затем прислонил её к стенке.

— Не, давай в тубус поместим, потом принесешь его. Или ты как хочешь?

— Я бы в рамке сразу. А то я как её потом?

— Она разбирается легко. Она не клееная, тут просто штифтами скреплена. Картину в тубус, рамку разберем, сложим вместе, обмотаем бумагой, а дома соберешь потом. А так можно случайно ткнуть полотно.

— Да, давай так, действительно, лучше уж целой донести, пусть и со сборкой разборкой.

— Да тут сборки-то, не особо. Ладно, пойдем чайку попьем. Расскажи, сам хоть как. — Арсений позвал меня на кухню. Я охотно согласился.

По сути, кроме сюрреализма, у нас почти не было каких-то других точек соприкосновения интересов, но при этом, мы всегда находили о чем поговорить. Наверно, главной общей такой точкой была способность и желание обсудить абсолютно любую тему. Арсений мог спокойно говорить на темы, которые были интересны мне, а затем мы обсуждали темы, касающиеся его. И не нужно было придумывать, скрывать свое истинное мнение. В таких разговорах я чувствовал себя свободно, я спокойно высказывал свое мнение, без боязни оскорбить его или как-то задеть. Он всё понимал и всегда реагировал адекватно. Правда, и я, старался понимать, где необходимо остановиться и не перегнуть палку.

Спустя пару часов я уже сидел в раскачивающимся вагоне метро, держа в руках тубус и связку из потолочных плинтусов, которые Арсений использовал для изготовления простеньких рамок для своих картин. Он мне кратко рассказал, как натянуть полотно на подрамник и затем вставить в основную рамку. Я даже и не думал, что вставить полотно в рамку это целая наука. Я был доволен. Я уже знаю, где будет висеть «Цитадель» в моей комнате. Поэтому мне не терпелось скорее добраться до дома и первым делом заняться сборкой картины.

Я старался осторожно натягивать полотно на подрамник, точно вымеряя, куда я закреплю каждую скобу, чтобы полотно было ровно растянуто. Это было не просто, но в целом получилось неплохо. С той же скрупулёзностью, я выбрал место для шурупа в стене. Сперва, я вобью в просверленную дыру дюбель, а затем вкручу в него шуруп, картина получилась не из легких, размер её составлял не меньше метра в ширине. Поэтому крепление должно было быть достаточно крепким, простой гвоздь тут бы не подошёл. К тому же, гвоздь — это было бы как-то просто. Хотелось сделать это действо чуть более сложным и отдать ему больше усилий.

Как всегда, в суете бытовых дел, выходные пролетели незаметно, будто каждый выходной день начинался сразу с вечера, после чего наступала ночь, по крайней мере, только вечером я и успевал обратить внимание на то, как быстро пролетело время текущего дня. Я и забыл про тимбилдичную игру, на которую собирался наш департамент. Тем легче. Мысли о том, что я пропустил столь важное мероприятие, не тревожили меня в течение выходных дней, и только сейчас я пытаюсь придумать оправдание для своего прогула. Хотя, чего я должен оправдываться? Не захотел и не пошёл. Вроде всё просто. Но нет, не могу я так сказать. Не хотелось становиться неким таким изгоем в коллективе. Хотя, изгой, конечно, громко сказано, но уверен, что для некоторых членов коллектива, именно им я и стану. Но моя голова сейчас и так забита как старый чулан, чтобы пытаться впихнуть туда ещё и переживания по поводу того, что я не сплотился с нашим дружным коллективом.

Между мной и понедельником была только ночь. Сейчас я лягу в кровать, закрою глаза и буду ждать наступления сна. Который как хищный паук, сперва, будет выжидать где-нибудь неподалеку, даже не показывая своего присутствия, а потом неожиданно набросится, так, что я не смогу понять, когда и как это случилось. Медленно и тщательно будет обматывать меня своей липкой шелковой нитью, пока я окончательно не засну. Но я уже не смогу различить, когда я буду спать, а когда ещё осознавать себя, лежащим в кровати. Меня всегда это удивляло. Как адекватные и реалистичные мысли, превращаются в полный бред, обрастают нелепостью, но при этом я легко могу стряхнуть это, вновь очистив мысли, приведя их в опрятное состояние. Но если этого не делать, то словно проваливаешься в них, будто в топкую трясину и засыпаешь. Причем, невозможно уже уловить этот момент перехода.

Ровно так же, я не понял момента, как снова попал к своей башне. Я ощутил себя сидящим на земле, опираясь спиной на прохладную каменную стену. Медленно встаю, вглядываясь в пейзаж, словно пытаюсь заметить в нём что-то новое. Почему я не там вдалеке, где появлялся всё это время? Я сейчас у самой стены, где остановился в прошлый раз, перед своим пробуждением. Я повернул голову к стене и задрал кверху и не мог поверить в то, что сейчас увидел. Стена этой цитадели словно сошла с картины Дворжака. Те же крюки, небольшой орнамент в верхней части, цепи. Возможно, что эта цитадель лишь что-то символизирует, как говорил Арсений. Тогда она представляется мне такой, какой я могу её видеть. Или какой сам хочу видеть. После картины, у меня в голове остался отпечаток цитадели Дворжака. Видимо, поэтому она представляется мне сейчас такой. Более отчётливой. Более детальной. Будто, до сегодняшнего момента, я видел её лишь как набросок, как макет, призванный просто обозначить присутствие некоего объекта. Сейчас она открылась мне полноценной, законченной, с ней, вероятно, уже можно как-то контактировать.

Я попятился назад, задирая голову вверх, чтобы как следует рассмотреть возвышавшуюся передо мной стену. Сейчас я смотрю на неё как на что-то знакомое, своё, она не пугает больше меня. Арсений говорил, что в его цитадели есть вход и выход. Может, и в моей тоже он был? Если она изменилась, под воздействием моих мыслей или чего-то иного, вполне вероятно,...  Читать дальше →

Последние рассказы автора

наверх