Моя история. Цитадель

Страница: 8 из 24

ей в него, прищурил глаза, глядя куда-то в сторону.

— В этом что-то есть. Показать это будет не просто, но... Скажем так, это некий оттенок одиночества, который отличается от того, что выражен на этих картинах. И, он вполне интересен. У него другой вкус, у него другая история и развитие. Думаю, можно будет над этим поработать.

Мне ничего не оставалось, как развести руками и поддакнуть ему. Но он, в целом-то, прав. То одиночество в больших городах, действительно создано нами самими. Ведь мы же сами запираем себя в его стены. Мы, и никто больше. Если это нам не нравится, что мешает измениться? Обрести друзей, общаться с ними. Больше проводить времени не дома, а в окружении людей, которые нам интересны. Опять же... причины глубоко в нас. Что ж, как всегда. Не знаю уж, что тут первично, лень, смирение, или страх быть не понятым. А может всего по чуть-чуть. Либо все хотят всего, при этом, не прилагая никаких усилий. А ведь даже для поддержания хороших дружеских отношений нужны усилия.

— Так, ну давай, ты хотел себе картину выбрать. Выбирай. — Арсений прервал десятисекундное молчание, которое возникло. Пока я обдумывал услышанное, Арсений заговорил о том, зачем я сюда пришел. Он мне давно уже обещал подарить одну из своих картин, да вот только случая не представлялось. Теперь я зашел к нему за этим. Он и сам это предлагал и звал меня.

— Ну давай. — Я деловито закинул руки за спину и с видом искушенного художественного критика подошел к стене, на которой видели картины. — А ты в дом художника не пойдешь сегодня? — спросил я его между делом.

— Нет. Сегодня нет. На следующей неделе выставка. Там сейчас нечего делать. Будет подготовка к выставке, да и ребят никого не будет.

— А твои работы будут?

— Да. Пять картин будут.

— Всего? Решил уже какие? Там ведь, вроде, по темам работы должны выставляться, так ведь?

— Ну, да. Вообще, по-разному бывает. По темам, по циклам, по сюжетам. Да как угодно, по сути. Но представить целую тему, не каждому могут дать. Там же все такие начинающие художники, или так, любители. Смесь жанров. И как ты понимаешь, такой сюрреализм не особо-то в почете. Мне не дадут целую стену, как говорится. А как ещё тему выставить? Причем не просто, а чтобы люди пришли. Пока у тебя нет имени, и люди на тебя не идут, нужно выставляться на выставках, которые организовывают дома художников. И там мне стену не выбить.

Я покачал головой, не отрываясь от картин.

— Сволочи, что тут скажешь — сочувствующе подытожил я.

— Ну... Их можно понять. Говорю же, мало любителей такой живописи.

— Не знаю... Экспрессионистов же выставляют. А там такая размазня. И ещё покупают эти картины за миллионы.

— Да уж. У нас тут целая война. — Он засмеялся. — Там есть парочка таких художников. Понятно, что остальные у виска крутят, когда видят их картины. Пейзажисту или портретисту не понять экспрессионизм.

— А тебе что, понять? Сень, ну реально, говно говном, ты уж извини меня, вдруг я не знаю какой-то вашей художнической солидарности. Но реально... — я попытался подобрать ещё кучку оскорбительных слов, но не стал. Хотя я и знал, что Арсений презирает экспрессионизм, но всегда старается сдерживать свое негативное мнение о чем-либо. И уж тем более, когда речь идет о картинах, живописи и подобному искусству.

— Вас же там несколько, сюрреалистов, ты говорил.

— Да, ну вот, на всех и выделяют стенку. А там же не налепишь картин друг к дружке. На картину нужно созерцать, чтобы ничего постороннего не мешало. Вот ты подошел к ней на два метра. — Арсений изобразил это на примере, подойдя к своим работам — и смотришь на нее, и твой взгляд должен видеть только её, край глаза не должен цеплять лишние предметы, ты должен ощущать только одну картину не примешивая к этому ничего, что нарушало бы настроение картины.

— Ну, вот у тебя тут всё в кучу висит, причем в три яруса ещё. И ничего, я смотрю, мне нравится.

— Нет, ты Серёг не понимаешь. Ты хоть раз был в галерее?

— Знаешь же, что не был. Мне тут хватает. — Я чуть улыбнулся. Хотя да, следовало было бы сходить, а то люблю сюрреализм, а в картинной галерее даже не был ни разу, тоже, почитатель. Эти мысли вызвали легкий стыд за это, тем более, что Арсений приглашал меня посетить выставку.

— Вот. А когда придешь и будешь ходить по ней, тогда поймешь. По-другому воспринимается. Ты просто приди и сам всё ощутишь.

Я уже несколько минут стоял и разглядывал одну из недавно написанных картин. Раньше я её не видел. Она вызывала у меня легкий трепет внутри, понятный только мне одному. Посреди огромных бескрайних полей, выкрашенных в серо-черную шахматную сетку, высилась огромная башня, окруженная неприступной монолитной стеной. Фирменный стиль Арсения был заметен без труда, садистская детальная прорисовка всех мелочей. Эта башня мгновенно мне напомнила мой сон, стоило только взгляду попасть на эту картину. Та же угловатость, прямоугольность форм стен и самой башни, правда, на картине башня имела окантовку на углах, строгую, выдержанную, в виде квадратоподобных завитушек, закрученных в спираль. Стены были украшены огромными крюками, свисавшими наружу, закрепленными на самом верху. Шпиль крюка поднимался выше самой стены, на его окончании была закреплена цепь, которая шла с небольшим провисом к следующему крюку.

— Это одна из новых. — Сказал Арсений, видя мою заинтересованность картиной.

— Давай вот эту.

По его виду, я понял, что он боялся такого моего решения.

— Эм... Я как раз раздумывал, что не взять ли эту на выставку. — Он чуть смутился. С одной стороны обещал дать любую, а теперь появляются какие-то исключения.

— Ну вот, облегчу твой выбор, минус один вариант. — Я видел, что он не хотел отдавать её, но у меня разгорелось дикое желание забрать именно её. — Блин, Сеня, давай эту, а? Мне очень понравилась. Как называется?

— Цитадель. Ну ты, конечно, и выбрал. Ну ладно. Я обещал любую.

Я ощутил небольшое покусывание совести, легкое, непринужденное. Я его могу совсем не замечать. Я понимаю, что он не против отдать её, поэтому стою на своём, для него это не является тяжелым выбором, Арсений дорожил дружескими отношениями и готов был чем-то пожертвовать. Сложив два слагаемых, в виде не такой уж и значительной жертвы и дружелюбности Арсения, я пришел к выводу, что могу чуток обнаглеть и просить именно «Цитадель». Для начала я будто в шутку просил отдать её, проверяя насколько больно будет от укусов совести и, почувствовав лишь слабые и невнятные царапинки, я уже серьезно сказал, что хочу забрать.

Я как довольный ребенок получивший долгожданную игрушку от родителей, стоял и смотрел на картину, с трудом сдерживая улыбку радости.

— А почему «Цитадель»? Ну понятно, в смысле, что тут цитадель, что значит эта картина.

Арсений подошел ко мне, встал рядом и взглядом профессионального критика уставился на нее.

— А что ты видишь, глядя на нее? — Спокойно и величественно спросил он. То ли шутя, то ли серьезно. Я не мог разобрать его тон, который занял промежуточное положение из двух этих оттенков.

Я задумался. Ведь я видел тут только свой сон и свои ощущения страха и неизвестности. Как я не понимал свою цитадель во сне, так и сейчас я смотрел и не мог понять цитадель Дворжака.

— Ну... что-то неприступное, закрытое. Может таинственное. — Я стал говорить слова, которые мне просто первыми пришли на ум и худо-бедно подходили к картине. Затем повернул голову к Арсению, чтобы увидеть его мнение, а на самом деле, просто услышать правильный ответ, словно ученик у доски, не выучив домашнее задание и посему сказав глупость, испуганно смотрит на всезнающего и строгого учителя, сидящего за классным столом. Конечно, если вдуматься, посидеть, посмотреть на нее, я может и придумал бы чего поинтересней. Но так сразу было не просто. — В любом случае, художник может вложить одно, а зритель увидеть другое. — Я попытался немного оправдаться....  Читать дальше →

Последние рассказы автора

наверх